0
Нет товаров
 x 
Корзина пуста

Эбру и суминагаши


«Рисунки на воде», «мраморная бумага», «турецкое мраморирование» - звучит завораживающе, не правда ли?


Искусство мраморирования бумаги появилось в Средней Азии. Оно настолько древнее, что по сей день идут споры, где оно зародилось. По некоторым предположениям, эбру появилось в Индии, а потом было перенято персами, от которых перешло к османам, нынешним туркам. По другой версии, оно зародилось в Бухаре, и после иранцев его переняли турки. Одно можно сказать с уверенностью - эбру имеет восточные корни.


Первые образцы эбру можно найти в книге «Gay-i Cevgan» («Гай-и Чевган»), написанной в 1539 году и хранящейся в стамбульском дворце Топкапы.




Как делается эбру?


На первом этапе в небольшое прямоугольное корыто выливается специально приготовленный густой раствор из воды и  нектара гевены (это растение из рода астрагалов растет только в Турции). Сок гевены обладает слабыми клеящими свойствами - таким образом достигается необходимая вязкость воды.


Потом в эту смесь добавляют натуральные краски, которые не растворяются в воде, а остаются на её поверхности, смешиваются между собой и образуют причудливые и неповторимые узоры.


На этот своего рода мраморный грунт наносится рисунок. Мастер кладет на поверхность воды несколько капель краски – вручную, особыми инструментами. Традиционно для техники эбру эти инструменты – своего рода «кисти» – изготавливаются из розового дерева и конского волоса. Этими «кистями» художник работает с нерастворимой пленкой красок – смешивает цвета, растягивает, закручивает и т.д.


Далее на воду кладется чистый лист бумаги. Через 5-10 секунд его осторожно снимают и оставляют сохнуть. Перенесенное на бумагу произведение и является законченным эбру.


Простейший способ сотворить что-то подобное самому - поэкспериментировать с масляными красками. Для удержания красок на воде в нее можно добавить конторский клей, а масляные или печатные офсетные краски растворить в скипидаре.


Далее действовать, как описано выше. Может, это будет лишь подобием эбру, зато какое удовольствие творить что-то своими руками и знать, что ваше произведение уникально и скопировать его невозможно.


На Востоке говорят: чтобы получить красивый Эбру, надо иметь легкую руку, обладать утонченным вкусом и открытым умом. Ну, и, конечно, это занятие – только для терпеливых и аккуратных)))


Это искусство насчитывает несколько столетий, и, благодаря возникновению новых методов, мастера эбру создали различные направления техники, которые дополняют характеристики классического эбру. На сегодняшний день существуют такие разновидности рисунка эбру, как «крупный», «прилив и отлив», «зигзагообразный», «шаль соловья», «фейерверк» и «цветок». И в любом виде эбру ни один мастер, насыпая краски в емкость, еще не знает, каким выйдет его рисунок. Он может только предполагать, на что будет похоже его творение. 


Поэтому название эбру даётся обычно только после того, как ему будет придана форма. Некоторые типы эбру были названы именами художников, создавших особенно удачные формы. Так, например, есть «Эбру Хатип» и «Эбру Неджметтин», имеющие уникальные формы цветов.


«Иногда ты смотришь на небо и видишь великолепное Эбру облаков, переливающееся оттенками красного, синего, жёлтого и индиго. А некоторыми ночами вы должны были заметить, как лучи луны играют всеми цветами радуги на громадном Эбру туч. Наши отцы и деды умели поймать эту райскую красоту в зелени деревьев и черноте земли и запечатлить божественную картину на листе бумаги. Художник отдаётся божественному желанию и своему сокровенному, и, освободившись от себя, растекается Эбру на бумаге. В этот момент Эбру растёт, заполняя весь мир, и океаном разливается по Вселенной вместе с сердцем и душой художника».


Похоже на эбру и искусство суминагаши - древняя японская техника декорирования бумаги красками. Она считается древнейшим видом живописи, появившимся в Китае более 2000 лет назад и практикующимся в Японии синтоистскими священниками с начала 12-го века. Различаются эбру и суминагаши приёмами и материалами. Прежде всего, суминагаши – это именно рисование на воде, а для эбру используется специальный раствор: смесь воды с соком гевены. Этот компонент придает воде дополнительную клейкость. Краски для обеих техник – эбру и суминагаши – используются нерастворимые, растекающиеся по поверхности воды.


Для суминагаши вода наливается в прямоугольную ванночку-корытце, а краски помещаются на картонные кружки, свободно плавающие по поверхности и оставляющие за собой цветные шлейфы. Для начала рисования вода приводится в движение путём обыкновенного «взбаламучивания» рукой или любым подручным инструментом – либо можно просто дуть на плавающие картонные кружочки. На поверхности воды появляются цветные разводы, после чего в ванночку помещается бумага. Итог такого рисования на воде – «картина» суминагаши – представляет собой лист бумаги с причудливым «мраморным» рисунком.


До недавнего времени существовала опасность исчезновения традиционного турецкого искусства, но благодаря стараниям таких мастеров, как Неджметтин Окйяй, Мустафа Дюзгюнман и Фуат Башер искусство эбру и суминагаши сохранилось до наших дней.